Сегодняшние реалии таковы, что в любой сфере бизнеса необходимо регулярно обновлять знания сотрудников всех рангов. Меняется законодательство, тренды, тенденции, прогнозы и т.д., появляются все новые технологии и продукты. Обучение требуется как новым сотрудникам компании, так и уже укоренившимся в штате. Сегодня поговорим о том, что же из себя представляет корпоративное обучение и как можно его эффективно осуществить.
Виды и методы корпоративного обучения
Нового сотрудника необходимо познакомить с политикой компании, её ценностями и миссией, рассказать о том, как выполнять свои обязанности и соблюдать технику безопасности на рабочем месте – это вводное обучение. Чаще всего для этого используются инструктаж или стажировка.
Инструктаж — это донесение до сотрудника сведений о технике безопасности, особенностях корпоративной культуры.
Стажировка — период работы под контролем наставника. Обычно длится несколько дней или недель, в период которых новый сотрудник выполняет свои обязанности, опираясь на опыт и советы старшего коллеги.
- Плюсы: практические знания, сокращение адаптационного периода, укрепление корпоративной культуры;
- Минусы: наставник уделяет меньше времени своим основным профессиональным обязанностям.
Самый привычный и простой с точки зрения организации метод корпоративного обучения – это лекция.
- Плюсы: возможность проведения на большую аудиторию;
- Минусы: нет обратной связи.
Семинар позволяет добиться большей вовлеченности и пространство для диалога, но рассчитан на небольшую группу сотрудников для более эффективной коммуникации. Предполагает под собой дискуссию на заданную ведущим тему, в рамках которой сотрудники могут задавать вопросы и делиться мнениями.
- Плюсы: контроль усвоения материала в процессе, обратная связь;
- Минусы: высокая ответственность ведущего.
Тренинг во многом похож на семинар, но с упором на практическое применение знаний. Новую информацию можно опробовать в игровой форме или сразу же в рабочем процессе. Часто проводится в форме соревнования команд. С помощью тренинга можно отработать навыки корпоративного общения, прокачать умение вести переговоры и выступать перед публикой.
Специфический вариант тренинга – это деловая игра. Тренинг, который отличается условиями, максимально приближенными к реальной рабочей обстановке. За основу чаще всего берется реально существующий кейс, отработанный компанией или её конкурентами. Сотрудникам необходимо за определенный срок представить решение конкретной бизнес-задачи.
- Плюсы: разработка нескольких решений, сплочение коллектива, здоровая конкуренция;
- Минусы: высокие трудозатраты, вероятность возникновения конфликтной ситуации.
Для обучения потенциальных руководителей применяется баскет-метод. Его суть заключается в том, что сотрудника нагружают разнообразными задачами, с которыми он должен справиться в сжатые сроки: разобрать почту, урегулировать конфликт, раздать указания подчиненным, назначить встречи и т.п. – в общем, всё, чтобы почувствовать себя в роли настоящего начальника.
- Плюсы: экспресс-тренировка, высокий уровень мотивации;
- Минус: сложность организации.
Дистанционная форма корпоративного обучения
Всё больше компаний выбирают дистанционный формат обучения. Он прост в организации, не требует больших затрат и позволяет обучать неограниченное число сотрудников. Сотрудники могут сами выбрать удобное время для освоения материала и делать это прямо из дома. Может включать в себя:
- Дистанционные курсы;
- Видео-уроки, вебинары и видеоконференции;
- Презентации;
- Кейсы;
- Файлы с инструкциями и др.
Освоение материала можно проверить дистанционным тестированием.
- Плюсы: низкая , широкий охват, разнообразие форматов, мобильность, возможность мгновенной аттестации;
- Минусы: необходимость в техническом обслуживании платформы.
Многие компании предпочитают смешанный формат, используя электронное обучение для ознакомления сотрудника с теорией, а очное – для отработки знаний на практике.
Кто проводит обучение персонала?
Можно использовать как внутренние, так и внешние ресурсы. Найм штатного тренера имеет много преимуществ. Он точно будет в курсе специфики ниши и самой компании, знаком с коллективом, может разработать и совершенствовать методику обучения.
Распространенный вариант – аутсорсинг. С учетом запросов и ресурсов компании, подбирается профессиональный тренер или же команда тренеров по обучению персонала. На рынке существуют тренинги и курсы самых различных тематик, как очные, так и дистанционные.
Перед началом обучения необходимо определить, какие компетенции следует развить, а также сформулировать критерии оценивания эффективного проведения обучения. Один из ключевых показателей эффективности – это налаженная обратная связь. Она помогает выявить недочеты, оценить степень понимания материала, замотивировать сотрудников.
Подписывайтесь на нашу рассылку и следите за публикациями в любом удобном сервисе: Telegram, ВКонтакте, Facebook, VC RU и YouTube. Будем продолжать рассказывать о корпоративном обучении и о том, как мы можем помочь вашей компании его организовать.