Асинхронное и синхронное обучение. Что это такое?

Синхронное и асинхронное обучение
Об асинхронной и синхронной формах обучения, их преимуществах. В каких случаях что выбрать?

Поделиться

Share on vk
Share on linkedin
Share on facebook
Share on email

Мы много рассказываем о преимуществах дистанционного образования перед традиционной формой обучения. Обе формы могут быть как синхронными, так и асинхронными.

Асинхронное дистанционное обучение

Асинхронное обучение – это когда у студентов есть возможность выполнять задания курса в любое удобное время. Учебные материалы представляют собой записанные видео-лекции, презентации, конспекты, учебники, схемы, тесты и прочее. Все материалы готовятся преподавателем заранее, а учащиеся самостоятельно разрабатывают индивидуальный график.

Общение между студентами и преподавателями осуществляется посредством электронной почты, мессенджеров, либо же благодаря встроенным в платформу инструментам: через чаты и форумы. Также преподаватель может назначать время индивидуальных онлайн-консультаций с каждым студентом.

Преимущества асинхронного обучения

  1. Гибкость. Несмотря на наличие дедлайнов для освоения учебных модулей, ученики могут проходить курсы в своём темпе, ведь доступ к материалам есть в любое время;
  2. Меньше риск при плохом качестве интернета. Это означает, что студент не пропустит часть онлайн-трансляции, а сможет вернуться к просмотру лекции, когда связь восстановится;
  3. Широкая география. Студенты могут выполнять задания в удобное время, несмотря на разные часовые пояса;
  4. Удобство управления. Автор курса или преподаватель не тратит время на ежедневное проведение трансляций, а может заниматься, например, разработкой других курсов;
  5. Поточность. Нет необходимости набирать группу, каждый может начать и завершить курс в своё время. Асинхронное обучение позволяет использовать материалы для неограниченного числа студентов и неограниченное число раз, до тех пор, пока информация остается актуальной.

Разумеется, асинхронное обучение подходит не для всех образовательных программ и не для всех студентов. У учащегося должна быть высокая степень мотивации и самодисциплины, чтобы тщательно изучать материалы, самостоятельно следить за дедлайнами и не откладывать всё на последний момент. Кому-то может быть критически важен постоянный контакт с преподавателем и моментальные ответы на вопросы.

В каких случаях подходит асинхронное обучение?

  • Когда нужно изучить и запомнить много теоретических материалов. Например, при подготовке к ЕГЭ, экзамену в университете или автошколе;
  • Когда необходимо подготовиться к аттестации. При подготовке к тому же ЕГЭ асинхронное обучение позволяет проходить тренировочные тесты, возвращаться к своим “слабым местам”, самостоятельно разбирать ошибки;
  • Когда нужно обучить группу с разным уровнем подготовки. Каждый сможет выбрать свой темп, более продвинутые студенты не будут тратить время на изучение уже известного им материала, а перейдут сразу к следующим блокам. “Новички” же напротив – смогут уделить больше времени азам и сложным моментам без ощущения, что кого-то задерживают или от кого-то отстают;
  • Когда нужно организовать массовое обучение. Особенно актуально для курсов по охране труда, пожарной безопасности, мерам противодействия распространению коронавирусной инфекции COVID-19 и т.д.

Синхронное дистанционное обучение

Этот формат более привычен и понятен для большинства, так как более похож на аудиторные занятия. Преподаватель и студенты работают одновременно в одной виртуальной среде. Онлайн-трансляции лекций проходят в назначенное время, а все студенты должны “посетить” вебинарную комнату. Тесты также открываются в определенное время, и студенты решают их одновременно. Задания выполняются прямо на семинарах, студенты делятся своими решениями, отправляя их в групповой чат, при помощи демонстрации экрана или пользуются виртуальной доской.

Преимущества синхронного обучения

  1. Немедленная обратная связь от преподавателя. Слушатели могут задавать вопросы и получать на них ответы прямо во время лекции. 
  2. Групповые занятия. Спорные и непонятные моменты можно обсуждать с другими студентами в режиме реального времени. Преподаватель может разделить студентов на группы и раздать им задания для коллективного выполнения. Обсуждения могут происходить посредством мессенджеров, либо же в отдельном чате или отдельной вебинарной комнате.
  3. Мотивация и разъяснения от преподавателя. Если у студента возникают трудности с освоением материала, то он может задать вопросы непосредственно во время изложения материала, а не откладывать на потом. 
  4. Выше концентрация внимания. По ходу трансляции преподаватель может проводить опросы, обращаться к конкретному студенту, давать задания, чтобы проверить – действительно ли учащиеся слушают лекцию или подключились “для галочки”.

Ключевой особенностью синхронного обучения является то, что студенты должны быть онлайн в строго определенное время, а это накладывает определённые ограничения. Некоторые учащиеся могут не успевать осваивать материал в общем темпе и чувствовать нехватку индивидуального внимания преподавателя. В группе появятся “тормозящие” и те, кто, наоборот, давно готов перейти к следующему блоку учебных материалов. Чтобы этого избежать, преподавателю необходимо тщательно отслеживать успеваемость студентов, давать персональные консультации.

Что выбрать?

Команда LMS-service рекомендует использовать оба формата, чтобы взять от них самое лучшее. Например, после онлайн-трансляции давать студентам доступ к записи вебинара или к самой презентации. Или наоборот: при асинхронном обучении периодически проводить индивидуальные или групповые созвоны с учениками, чтобы обсудить степень освоения курса, пояснить сложные моменты, ответить на вопросы и дать обратную связь по домашним заданиям. 

На наш взгляд, для корпоративного обучения стоит выбрать именно асинхронный формат (о том, как организовать корпоративное обучение в вашей компании, подробно рассказали в этой статье). Синхронное обучение является более интерактивным, поэтому для асинхронного формата советуем внести элементы геймификации (подробно об этом тренде уже рассказали в нашем блоге). 

Асинхронное и синхронное дистанционное обучение отлично дополняют друг друга. При выборе платформы для организации дистанционного образования стоит учесть, позволяет ли её функционал совмещать эти форматы.

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе самых актуальных трендов в дистанционном образовании. В своём блоге и на VC RU рассказываем о полезных фишках СДО на примере наших успешных кейсов. Будем рады видеть вас среди подписчиков наших социальных сетей и мессенджеров: Telegram, ВКонтакте, Facebook и YouTube

Читайте больше в нашем блоге
Cоздание теста в Moodle
Статьи
Как создать тест в Moodle?

В этой статье описаны 5 шагов к созданию тестов в Moodle. Пошагово, просто и понятно.

Пролистать наверх

Заявка на бесплатную консультацию

Инструкция будет ожидать Вас на почте через несколько минут

Еще не определились с LMS и подрядчиком?

Сделайте выбор рационально и без спешки, скачав нашу пошаговую инструкцию.