Согласно прогнозам компании MarketsandMarkets, занимающейся маркетинговыми исследованиями, к 2025 году мировой рынок геймификации вырастет до 30 млрд долларов. Статистика показывает, что взрослым игры интересны ничуть не меньше, чем детям (как было принято считать ранее). Элементы геймификации присутствуют в самых различных сферах: в банковских приложениях, в приложениях для ЗОЖ, в приложениях торговых площадок и т.п. В этой статье подробно разберём технологии геймификации в обучении.
Что такое геймификация в обучении
Геймификация (gamefication) – это применение элементов игры для повышения мотивации студентов, для объяснения сложного материала и т.п. Проще говоря, это способ сделать скучные задания интересными, сложные – простыми, однообразные – оригинальными. Игра даёт возможность не просто получить новые знания и оценку за них, а проверить и применить их на практике. На дистанционном курсе может быть два варианта геймификации: сквозная и точечная.
Сквозная геймификация – это элементы игры, которые проходят “сквозь” весь учебный курс. Курс может быть помещён в конкретную игровую вселенную со своей системой достижений, званий и рейтингов, а выполнение заданий в итоге приводит к какой-то конкретной глобальной цели (спасти принцессу, остановить апокалипсис, изобрести эликсир бессмертия и т.п.)
Точечная геймификация – это присутствие элементов игры в отдельных блоках курса. Например, применение интерактивных инструментов во время вебинаров.
В образовательном процессе можно использовать следующие элементы игры:
- Прогресс (достижение определённого уровня, звания или набор необходимого числа баллов, открывающих доступ к следующей части курса);
- Аватары (возможность настроить профиль участника, разнообразие персонажей);
- Высшая цель (победа команды, спасение компании от краха и т.п.);
- Ограниченное время на выполнение задания;
- Командные квесты;
- Индивидуальные и командные соревнования;
- Шкалы и таблицы с рейтингом игроков.
Геймификация VS Игровое обучение
Не стоит путать геймификацию с игровым обучением. Геймификация – это именно применение игровых технологий, в то время как игровое обучение – это обучение в рамках определённой игры.
Готовые созданные игры (компьютерные и не только) и различные симуляторы (например, для водителей и пилотов) не являются геймификацией.
Ключевые принципы геймификации
- Мотивация. Перед учащимся должна стоять конкретная цель: стать лучшим на курсе, получить повышение, выиграть какой-то материальный приз или бонус и т.д.;
- Статус. Студент видит, как обходит других в рейтинговой таблице, его успехи и достижения признают соперники и сокомандники;
- Вознаграждение. Все мы любим получать подарки. Еще приятнее вознаграждение действительно заслужить. Чем сложнее задание или чем тщательнее его выполнили, тем больше должна быть награда, будтоь то баллы, алмазы, виртуальная валюта, ранги и т.п. Вознаграждения могут быть также и из реального мира: например, премия или выходной для сотрудника, освобождение от домашнего задания или “автомат” за экзамен для студента.
Распространенные ошибки при внедрении геймификации
- Игра ради игры. Каждый элемент курса должен иметь смысл. Каждый полученный балл или собранный предмет должен быть связан с темой курса и как-то применяться в дальнейшем;
- Плохо проработанный сценарий. Сюжет должен быть интересным и логичным, а правила участия в игре – понятными и доступными. Неправдоподобные кейсы и непонимание, как набрать “ачивки” и куда их потом применить отбивают всё желание участвовать;
- Перебор с соревнованиями. Безусловно, дух соперничества очень мотивирует, но обучение не должно превратиться в борьбу за место на вершине рейтинговой таблицы;
- Хорошего должно быть в меру. В большом количестве баллов, артефактов, наград, рейтингов, званий, локаций и т.д. легко запутаться и забыть, что речь об учебном процессе. Также большое количество наград приведёт к их обесцениванию;
- Игровая механика. Её нужно тщательно продумать, чтобы не вышло так, что одни ученики проходят уровень за уровнем, а другие сидят в самом начале игры и не могут сдвинуться дальше. Такое соревнование не будет восприниматься, как честное. Дайте несколько попыток, а в случае совершения ошибки — дайте пояснения, как избежать её в следующий раз.
О том, как создать курс с элементами геймификации, подробнее рассказали в этой статье.
Успешные примеры внедрения геймификации в процесс обучения
- Академия лидерства Deloitte. Это онлайн-курсы для сотрудников компании Deloitte, подготовленные ведущими бизнес-школами. В качестве инструментов геймификации были разработаны звания и статусы и составлен рейтинг сотрудников, который обновляется еженедельно. Также коллеги могут выставлять друг другу анонимные оценки;
- LinguaLeo. В приложении пользователей ждет проводник-львёнок, который поможет им пробираться через джунгли (изучение языка). В процессе изучения языка есть как простые места (полянки, тропинки), так и непролазные джунгли, из которых трудно выбраться, и ученик путешествует по этой карте. Когда пользователь выполняет необходимое количество заданий за день, львёнок сообщает о том, что он наелся. Игровая валюта – “фрикадельки”, игровое сообщество – “прайд”. За повышение уровня знания английского пользователи награждаются одеждой и аксессуарами, которые постепенно превращают львёнка во взрослого и солидного льва;
- Memrise. Еще одно приложение для изучения иностранных языков. После выбора курса обучающийся отправляется в космическое путешествие;
- Duolingo. В изучении языка пользователям помогает сова-тамагочи. За достижения можно купить для совы новую одежду. Пользователи могут встречаться в “клубах”. Ставятся ежедневные цели, существует и система наказаний: за невыполнение задания пользователь “теряет жизнь” и вынужден ждать “реинкарнации”;
- Газпром Нефть. В 2016 году компания запустила обучающий портал для сотрудников на базе LMS WebTutor. Успехи в обучении вознаграждаются “баррелями”, которые затем можно обменять на подарки. Вознаграждаются также и различные действия на платформе: заполнение профиля, комментарии, ответы на вопросы пользователей и др. Виден прогресс по каждому курсу, шкала освоения компетенций и навыков.
Если вы решили использовать геймификацию в своих образовательный курсах, обучении, то специалисты LMS-service обязательно помогут с внедрением таких технологий, ведь мы много лет занимаемся разработкой СДО. Наши кейсы ищите в блоге или на VC RU. О других трендах в дистанционном образовании рассказываем в наших социальных сетях: Telegram, ВКонтакте, Facebook и YouTube. Подпишись на нашу рассылку, чтобы ничего не пропустить!