Геймификация обучения. Методики, тренды и кейсы

Геймификация в обучении
Что такое геймификация, ее принципы, ошибки при внедрении в курс, а также реальные кейсы использования

Поделиться

Согласно прогнозам компании MarketsandMarkets, занимающейся маркетинговыми исследованиями, к 2025 году мировой рынок геймификации вырастет до 30 млрд долларов. Статистика показывает, что взрослым игры интересны ничуть не меньше, чем детям (как было принято считать ранее). Элементы геймификации присутствуют в самых различных сферах: в банковских приложениях, в приложениях для ЗОЖ, в приложениях торговых площадок и т.п. В этой статье подробно разберём технологии геймификации в обучении.

Что такое геймификация в обучении

Геймификация (gamefication) – это применение элементов игры для повышения мотивации студентов, для объяснения сложного материала и т.п. Проще говоря, это способ сделать скучные задания интересными, сложные – простыми, однообразные – оригинальными. Игра даёт возможность не просто получить новые знания и оценку за них, а проверить и применить их на практике. На дистанционном курсе может быть два варианта геймификации: сквозная и точечная. 

Сквозная геймификация – это элементы игры, которые проходят “сквозь” весь учебный курс. Курс может быть помещён в конкретную игровую вселенную со своей системой достижений, званий и рейтингов, а выполнение заданий в итоге приводит к какой-то конкретной глобальной цели (спасти принцессу, остановить апокалипсис, изобрести эликсир бессмертия и т.п.)

Точечная геймификация – это присутствие элементов игры в отдельных блоках курса. Например, применение интерактивных инструментов во время вебинаров.

В образовательном процессе можно использовать следующие элементы игры:

  • Прогресс (достижение определённого уровня, звания или набор необходимого числа баллов, открывающих доступ к следующей части курса);
  • Аватары (возможность настроить профиль участника, разнообразие персонажей);
  • Высшая цель (победа команды, спасение компании от краха и т.п.);
  • Ограниченное время на выполнение задания;
  • Командные квесты;
  • Индивидуальные и командные соревнования;
  • Шкалы и таблицы с рейтингом игроков.

Геймификация VS Игровое обучение

Не стоит путать геймификацию с игровым обучением. Геймификация – это именно применение игровых технологий, в то время как игровое обучение – это обучение в рамках определённой игры. 

Готовые созданные игры (компьютерные и не только) и различные симуляторы (например, для водителей и пилотов) не являются геймификацией. 

Ключевые принципы геймификации

  • Мотивация. Перед учащимся должна стоять конкретная цель: стать лучшим на курсе, получить повышение, выиграть какой-то материальный приз или бонус и т.д.;
  • Статус. Студент видит, как обходит других в рейтинговой таблице, его успехи и достижения признают соперники и сокомандники;
  • Вознаграждение. Все мы любим получать подарки. Еще приятнее вознаграждение действительно заслужить. Чем сложнее задание или чем тщательнее его выполнили, тем больше должна быть награда, будтоь то баллы, алмазы, виртуальная валюта, ранги и т.п. Вознаграждения могут быть также и из реального мира: например, премия или выходной для сотрудника, освобождение от домашнего задания или “автомат” за экзамен для студента.

Распространенные ошибки при внедрении геймификации

  1. Игра ради игры. Каждый элемент курса должен иметь смысл. Каждый полученный балл или собранный предмет должен быть связан с темой курса и как-то применяться в дальнейшем;
  2. Плохо проработанный сценарий. Сюжет должен быть интересным и логичным, а правила участия в игре – понятными и доступными. Неправдоподобные кейсы и непонимание, как набрать “ачивки” и куда их потом применить отбивают всё желание участвовать;
  3. Перебор с соревнованиями. Безусловно, дух соперничества очень мотивирует, но обучение не должно превратиться в борьбу за место на вершине рейтинговой таблицы;
  4. Хорошего должно быть в меру. В большом количестве баллов, артефактов, наград, рейтингов, званий, локаций и т.д. легко запутаться и забыть, что речь об учебном процессе. Также большое количество наград приведёт к их обесцениванию;
  5. Игровая механика. Её нужно тщательно продумать, чтобы не вышло так, что одни ученики проходят уровень за уровнем, а другие сидят в самом начале игры и не могут сдвинуться дальше. Такое соревнование не будет восприниматься, как честное. Дайте несколько попыток, а в случае совершения ошибки — дайте пояснения, как избежать её в следующий раз.

О том, как создать курс с элементами геймификации, подробнее рассказали в этой статье

Успешные примеры внедрения геймификации в процесс обучения

  1. Академия лидерства Deloitte. Это онлайн-курсы для сотрудников компании Deloitte, подготовленные ведущими бизнес-школами. В качестве инструментов геймификации были разработаны звания и статусы и составлен рейтинг сотрудников, который обновляется еженедельно. Также коллеги могут выставлять друг другу анонимные оценки;

  1. LinguaLeo. В приложении пользователей ждет проводник-львёнок, который поможет им пробираться через джунгли (изучение языка). В процессе изучения языка есть как простые места (полянки, тропинки), так и непролазные джунгли, из которых трудно выбраться, и ученик путешествует по этой карте. Когда пользователь выполняет необходимое количество заданий за день, львёнок сообщает о том, что он наелся. Игровая валюта – “фрикадельки”, игровое сообщество – “прайд”. За повышение уровня знания английского пользователи награждаются одеждой и аксессуарами, которые постепенно превращают львёнка во взрослого и солидного льва;

  1. Memrise. Еще одно приложение для изучения иностранных языков. После выбора курса обучающийся отправляется в космическое путешествие;

  1. Duolingo. В изучении языка пользователям помогает сова-тамагочи. За достижения можно купить для совы новую одежду. Пользователи могут встречаться в “клубах”. Ставятся ежедневные цели, существует и система наказаний: за невыполнение задания пользователь “теряет жизнь” и вынужден ждать “реинкарнации”;

  1. Газпром Нефть. В 2016 году компания запустила обучающий портал для сотрудников на базе LMS WebTutor. Успехи в обучении вознаграждаются “баррелями”, которые затем можно обменять на подарки. Вознаграждаются также и различные действия на платформе: заполнение профиля, комментарии, ответы на вопросы пользователей и др. Виден прогресс по каждому курсу, шкала освоения компетенций и навыков.

Если вы решили использовать геймификацию в своих образовательный курсах, обучении, то специалисты LMS-service обязательно помогут с внедрением таких технологий, ведь мы много лет занимаемся разработкой СДО. Наши кейсы ищите в блоге или на VC RU. О других трендах в дистанционном образовании рассказываем в наших социальных сетях: Telegram, ВКонтакте, Facebook и YouTube. Подпишись на нашу рассылку, чтобы ничего не пропустить!

Читайте больше в нашем блоге
Пролистать наверх

Инструкция будет ожидать Вас на почте через несколько минут

Еще не определились с LMS и подрядчиком?

Сделайте выбор рационально и без спешки, скачав нашу пошаговую инструкцию.