Организация дистанционного обучения

В последнее десятилетие компьютерные и интернет-технологии приобрели такую динамику, что стали массовыми, сравнительно дешевыми и доступными для любого пользователя. Они вторгаются в каждую сферу деятельности, в том числе и педагогическую. Сегодня получение знаний дистанционно с помощью компьютера и «всемирной паутины» — это неизбежный этап развития образовательной системы.

Необходимость и преимущества

Организация дистанционного образования помогает решить многие задачи. С реформированием российской образовательной системы, неуклонным сокращением бюджетных мест и переходом на автономность внедрение альтернативной дистанционной формы станет для многих учебных заведений необходимой и вынужденной мерой. И не только это. На современном этапе появился такой термин как «андрагогика», которая представляет собой теорию непрерывного образования взрослых. Университеты так называемого «третьего возраста», бизнес-школы, корпоративные системы обучения заставляют переосмыслить сущность и значение образования в целом.

В качестве наглядного и успешного примера дистанционного образования можно назвать Open University в Великобритании. Десятилетиями он демонстрирует доступность благодаря невысокой цене и возможности учиться в удобное время в удобном месте. Многие транснациональные компании, такие как General Motors, Wal-Mart, IBM, Federal Express и другие повышают квалификацию своего персонала дистанционно через корпоративные сети.

Как минимум, можно выделить несколько основных преимуществ дистанционной формы:

  • возможность обучаться независимо от места жительства без необходимости покидать привычное окружение — дом, семью, родных, друзей, работу;
  • материальные выгоды: отсутствие денежных расходов на дорогу, на проживание;
  • уникальность для географически отдаленных территорий;
  • эффективность благодаря гибким темпам изучения материала, индивидуальным программам, вариативности учебного плана, online-общению с преподавателем;
  • нетрадиционный подход за счет использования новейших технологий, ПО, наглядного материала, электронных презентаций и проч.;
  • меньшая консервативность по сравнению с привычными системами обучения;
  • высокая мобильность — доставка контента, учебных пособий и результатов теста по сети Интернет происходит незамедлительно.

Слагаемые системы

Система дистанционного обучения (СДО) в обычном понимании особого рода электронные курсы, базирующиеся на программно-аппаратных решениях. Основой ее является доставка учебного материала и другого контента с помощью компьютерных сетей и интернета посредством браузера. Прежде чем начинать внедрение ДО, необходимо учесть:

  • существующую инфраструктуру;
  • техническую базу (оборудование, ПО);
  • способы внедрения;
  • бюджет.

Технологическая цепочка ДО начинается с отдельного дистанционного курса и заканчивается такими компонентами, как тестирование или другая система сертификации знаний. Преподаватель и студент в дистанционном учебном процессе взаимодействуют параллельно, используя разные способы коммуникации, общение online: e-mail, Skype, IP-телефония, чаты, конференции и т.п. Offline ученик выполняет свою «домашнюю» работу. Авторы учебных курсов сами структурируют лекционный и другой учебный материал, разрабатывают наглядные пособия. Все это необходимо адаптировать к возможностям персонального компьютера. Основу системы образуют составляющие:

  • софт или программное обеспечение, включая технологические решения и дизайн учебного портала;
  • браузер и удобный интерфейс;
  • база данных;
  • собственно электронный учебный курс с наглядными материалами, презентациями и т.п.

Обучение на основе Moodle

Технические средства и программное обеспечение связывают практически весь процесс. Поэтому для успешного развертывания системы требуются компетентные специалисты. Для внедрения можно выбрать как отдельный программный продукт, так и модули, входящие в целостную систему. К подобным системам относится Learning Management System или LMS. Из этого семейства программных продуктов нашей компанией «LMS-Service» была избрана известная и широко используемая система дистанционного обучения Moodle. Эффективность ее внедрения уже подтверждена практическими результатами. С 2009 года на основе Moodle система управления обучением была установлена в Петербургском филиале Российской таможенной академии, внедрен «Декларант-ОНЛАЙН», 2 системы ДО для повышения квалификации сотрудников таможенных органов, а затем и для сотрудников скорой медицинской помощи и школы профессиональных частных охранников. LMS Moodle открывает для преподавателя неисчерпаемый инструментарий, чтобы представить учебный и наглядный материал, дать студентам теорию и практику и стать отличным администратором всего учебного процесса.


Все права защищены законом об авторском праве. Никакая часть содержимого сайта не может быть использована, репродуцирована, передана любым электронным, копировальным или другим способом без предварительного письменного разрешения владельца авторских прав.