Организация дистанционного обучения
В последнее десятилетие компьютерные и интернет-технологии приобрели такую динамику, что стали массовыми, сравнительно дешевыми и доступными для любого пользователя.
Они вторгаются в каждую сферу деятельности, в том числе и педагогическую.
Сегодня получение знаний дистанционно с помощью компьютера и «всемирной паутины» — это неизбежный этап развития образовательной системы.
Необходимость и преимущества
Организация дистанционного образования помогает решить многие задачи.
С реформированием российской образовательной системы, неуклонным сокращением бюджетных мест и переходом на автономность внедрение альтернативной дистанционной формы станет для многих учебных заведений необходимой и вынужденной мерой.
И не только это. На современном этапе появился такой термин как «андрагогика», которая представляет собой теорию непрерывного образования взрослых.
Университеты так называемого «третьего возраста», бизнес-школы, корпоративные системы обучения заставляют переосмыслить сущность и значение образования в целом.
В качестве наглядного и успешного примера дистанционного образования можно назвать Open University в Великобритании.
Десятилетиями он демонстрирует доступность благодаря невысокой цене и возможности учиться в удобное время в удобном месте.
Многие транснациональные компании, такие как General Motors, Wal-Mart, IBM, Federal Express и другие повышают квалификацию своего персонала дистанционно через корпоративные сети.
Как минимум, можно выделить несколько основных преимуществ дистанционной формы:
- возможность обучаться независимо от места жительства без необходимости покидать привычное окружение — дом, семью, родных, друзей, работу
- материальные выгоды: отсутствие денежных расходов на дорогу, на проживание;
- уникальность для географически отдаленных территорий;
- эффективность благодаря гибким темпам изучения материала, индивидуальным программам, вариативности учебного плана, online-общению с преподавателем
- нетрадиционный подход за счет использования новейших технологий, ПО, наглядного материала, электронных презентаций и прочее
- меньшая консервативность по сравнению с привычными системами обучения
- высокая мобильность — доставка контента, учебных пособий и результатов теста по сети Интернет происходит незамедлительно
Слагаемые системы
Система дистанционного обучения (СДО) в обычном понимании особого рода электронные курсы, базирующиеся на программно-аппаратных решениях.
Основой ее является доставка учебного материала и другого контента с помощью компьютерных сетей и интернета посредством браузера. Прежде чем начинать внедрение ДО, необходимо учесть:
- существующую инфраструктуру
- техническую базу (оборудование, ПО)
- способы внедрения
- бюджет
Технологическая цепочка ДО начинается с отдельного дистанционного курса и заканчивается такими компонентами, как тестирование или другая система сертификации знаний.
Преподаватель и студент в дистанционном учебном процессе взаимодействуют параллельно, используя разные способы коммуникации, общение online: e-mail, Skype, IP-телефония, чаты, конференции и т.п.
Offline ученик выполняет свою «домашнюю» работу. Авторы учебных курсов сами структурируют лекционный и другой учебный материал, разрабатывают наглядные пособия.
Все это необходимо адаптировать к возможностям персонального компьютера.
Основу системы образуют составляющие:
- софт или программное обеспечение, включая технологические решения и дизайн учебного портала;
- браузер и удобный интерфейс
- база данных
- собственно электронный учебный курс с наглядными материалами, презентациями и т.п.
Обучение на основе Moodle
Технические средства и программное обеспечение связывают практически весь процесс.
Поэтому для успешного развертывания системы требуются компетентные специалисты. Для внедрения можно выбрать как отдельный программный продукт, так и модули, входящие в целостную систему.
К подобным системам относится Learning Management System или LMS. Из этого семейства программных продуктов нашей компанией «LMS-Service» была избрана известная и широко используемая система дистанционного обучения Moodle.
Эффективность ее внедрения уже подтверждена практическими результатами. С 2009 года на основе Moodle система управления обучением была установлена в Петербургском филиале Российской таможенной академии, внедрен «Декларант-ОНЛАЙН», 2 системы ДО для повышения квалификации сотрудников таможенных органов, а затем и для сотрудников скорой медицинской помощи и школы профессиональных частных охранников.
LMS Moodle открывает для преподавателя неисчерпаемый инструментарий, чтобы представить учебный и наглядный материал, дать студентам теорию и практику и стать отличным администратором всего учебного процесса.
Компания LMS-Service оказывает услуги создания, разработки и внедрения LMS на базе платформы Moodle;